УГРОЖАЕТ ЛИ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КОГНИТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ?

  • Александр Валентинович Федоров Государственный академический университет гуманитарных наук / Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана https://orcid.org/0000-0002-0698-4480
Ключевые слова: образование, искусственный интеллект, когнитивная война, системы искусственного интеллекта

Аннотация

Что такое интеллект пока не знает никто. Однако есть множество людей, доверяющих «интеллекту искусственному» (ИИ). Мало того, ему доверяют не только себя, но и своих детей, видя в нем альтернативу живому преподавателю. Но говорит ли это о понимании людьми превосходства «искусственного интеллекта» над естественным? Или мы сталкивается с новым этапом поиска чудесного средства, которое решит все проблемы, в данном случае в образовании?  Или это дань детской увлеченности научной фантастикой с ее умными и добрыми роботами, живущими по законам Айзека Азимова.  Дискуссии о нужно­сти систем ИИ для технологического развития социума, материального производства и политики считаются завершенными, и более 30 стран и государствен­ных объединений в той или иной форме уже определили свои стратегии в области ИИ. Однако незавершенными остаются и множество вызванных ими дискуссий. Вашингтон «поддержание американского лидерства в сфере ИИ» провозгласил своим политическим интересом. В России ИИ признан одной из основных сквозных технологий цифровой экономики. Разработанный в ЕС «этичный ИИ» был в пер­вую очередь инкорпорирован в контролирующие индивида системы наблюдения и дискриминационного отбора, применение которых, что уже признано на всех уровнях, нарушает права человека, ограничивает демократические свободы личности и проти­воречит принципам либеральной демократии. Образование требует еще большего внимания, ошибки и потери здесь сравнимы с военными. Отчасти по этим причинам среди стратегических военных концепций будущего важное место занимают концепции когнитивных войн, основной тактической целью которых рассматривается контроль над образовательным процессом противника. При определенных условиях его инструментом может стать ИИ. В ряде стран использование ИИ в образовательном процессе уже ограничено, а по отдельным направлениям запрещено. Споры продолжаются. Их итоги мы увидим позже, но оце­нить подходы к проблеме, принимаемые решения и возникшие на этом пути препятствия можно уже сейчас.

Литература

Алексеева, И. (2001). Проблема интеллектуального суверенитета в информационном обществе. Информационное общество, 2, 5-9.

Арлазаров, В. (2024). Искусственный интеллект и История шахматной программы Каисса. Получено из: https://www.youtube.com/watch?v=1VGeze1AgzI

Ашманов, И. (2023). Игорь Ашманов про биометрию, повестки через Госуслуги, цифровой рубль и блокировку. Получено из: https://www.youtube.com/watch ?v=Em9B925Epk0

Ашманов, И. (2024). Что такое Искусственный интеллект - технологический пузырь или реальный прорыв? Получено из: https://www.youtube.com/watch?v= ElWgqzJu1-c

Батыров, Т. (2023). Бывший гендиректор OpenAI Сэм Альтман перешел в Microsof. Forbes.ru. Получено из: https://www.forbes.ru/tekhnologii/500768-byvsij-glava-openai-sem-al-tman-peresel-v-microsoft

Захарова, М. (2021). Из выступления на форуме о журналистике и свободе слова. Росконгресс. Получено из: https://roscongress.org/materials/yarkie-tsitaty-pmef-2021-uchastniki-foruma-o-zhurnalistike-i-svobode-slova/#a3475

Право на частную жизнь в мире Big Data (2021). Петербургский международный экономический форум. Росконгресс. Получено из: https://roscongress.org/ sessions/spief-2021-pravo-na-chastnuyu-zhizn-v-mire-big-data/discussion

Программа (2017). «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Получено из: http://static.government.ru

Расторгуев, С. (2019). Мы проигрываем все информационные войны! REFNOD.RU. Получено из: https://www.youtube.com/watch?v=VQucJpg9C3Q

Тихонов, В. (2023). Образовательные учреждения блокируют доступ к нейросети ChatGPT. Что дальше? Российская газета. Получено из: https://rg.ru/2023/01/07 /obrazovatelnye-uchrezhdeniia-blokiruiut-dostup-k-nejroseti-chatgpt-chto-dalshe .html

Федоров, А. (2021а). Противоборство сфер силы в вопросах управления в информационном пространстве. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 1(2), 11-34. https://doi.org/0.21672/2713-024X-2021-2-1-011-034

Федоров, А. (2021б). Европейский «этичный искусственный интеллект»: от инструмента экономики к политической проблеме. Южно-российский журнал социальных наук, 22(2), 87-103. https://doi.org/10.31429/26190567-22-2-87-103

Чернышова, Е. (2023). Первая западная страна заблокировала ChatGPT. РБК. Получено из: https://www.rbc.ru/technology_and_media/31/03/2023/6426da7e9a7 94757b5679bb7

Шалак, В. (2024). Искусственный интеллект VS языковые модели GPT. Доклад на семинаре ИФ РАН 14.02.2024. Получено из: https://www.youtube.com/watch?v= 5-7DCkMBHrE

A Definition of Artificial Intelligence: Main Capabilities and Scientific Disciplines (2019). Retrieved from https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/ethics-guidelines-trustworthy-ai

Artificial Intelligence in Education (2024): Teachers’ Opinions on AI In the Classroom. Forbes Advisor. Retrieved from https://www.forbes.com/advisor/education/it-and-tech/artificial-intelligence-in-school

Bischoff, K. (2023) AI Tools in Hybrid Warfare - A Double-Edged Sword. Risk Intellegence. Retrieved from https://www.riskintelligence.eu/

Carlin, N. et al. (2021). Extracting Training Data from Large Language Models (PDF). USENIX Security Symposium. Retrieved from https://www.usenix.org/system/file s/sec21-carlini-extracting.pdf

Chan, K. (2023). Europe Reaches a Deal on the Word`s First Comprehensive AI Rules. The Washington Times. Retrieved from https://www.washingtontimes.com/news/ 2023/dec/8/europe-reaches-deal-on-comprehensive-ai-rules-worl/

Chat GPT 4 in Russian in Russia Online without VPN. Retrieved from https://chatgpt 4rus.ru/

EDPB & EDPS (2021) Call for Ban on Use of AI in Publicly Accessible Spaces, and Some Other Uses of AI that Can Lead to Unfair Discrimination. European Commission. Press Releases. EDPS. Retrieved from https://edps.europa.eu

GPT Tradebot. Retrieved from https://adequation.ru

GPT-4. OpenAI. Retrieved from https://openai.com

Howtouber (2023). OpenAI Unveils New Settings for ChatGPT. Howtouber. Retrieved from https://howtouber.top/

Information Operations, Cyberwarfare, and Cybersecurity (2009): Capabilities and Related Policy Issues. Washington, DC: Congressional Research Service, 2009. Retrieved from https://www.everycrsreport.com

Maintaining American Leadership in Artificial Intelligence. (2019) Executive Order 13859. February 11, 2019. Federal Registеr. Retrieved from https://www.federal register.gov

Manning, C. (2022). Human Language Understanding & Reasoning. Daedalus. Retrieved from https://www.amacad.org/

Merton, R. (1995). The Thomas Theorem and The Matthew Effect. Social Forces, 74, 2.

National Security Presidential Directive 54 (NSPD-54, 2008). The White House. Washington, DC. 8.01.2008 Retrieved from https://irp.fas.org/offdocs/nspd/nspd-54.pdf

O`Carroll, L. (2023). EU Agrees Tough Limits on Police Use of AI Biometric Surveillance. The Guardian. Retrieved from https://www.theguardian.com/world/20 23/dec/11/eu-agrees-tough-rules-on-police-use-of-ai-biometric-surveillance-ban

Presidential Policy Directive 20 (PPD-20, 2012). The Guardian. Retrieved from https://www.theguardian.com

Pros and Cons of AI in the Education Sector (2024). Senses Medium. Retrieved from https://medium.com/@senseselec/pros-and-cons-of-ai-in-the-education-sector-12bd 4e8f886b

Thiele, R. (2020). Hybrid CoE Working Paper 6: Artificial Intelligence – A key enabler of hybrid warfare. The European Centre of Excellence for Countering Hybrid Threats. P. 6 Retrieved from https://www.hybridcoe.fi/wp-content/uploads/2020/07/WP-6_2020_rgb-1.pdf
Опубликован
2024-10-01
Как цитировать
Федоров, А. (2024). УГРОЖАЕТ ЛИ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КОГНИТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ?. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 4(3), 21-36. извлечено от https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/133
Раздел
Теоретические проблемы безопасности