СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

  • Елена Владиславовна Хлыщева Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева https://orcid.org/0000-0001-6586-019X
Ключевые слова: Азербайджан, идентичность, образ врага, национальный куррикулум, мифологизация, культурная память, образование

Аннотация

Основной целью статьи является выявление особенностей формирования национальной идентичности азербайджанского общества через образовательную политику. Для этого был проведен анализ учебников общеобразовательной и высшей школы, в которых отражается процесс культивирования национальных ценностей и политика сохранения культурного наследия. Механизмы конструирования новой национальной идентичности через культуру отмены прошлого опыта и совместного с Россией исторического развития наиболее наглядно наблюдаются на примере изменения содержания учебных курсов (истории, изучения языка, краеведения).

Сегодня в Азербайджане преподавание истории ведется в основном на азербайджанском, но также и на русском языках. Но, если в советское время учебники писались в Москве на русском языке и потом переводились на азербайджанский, то теперь происходит обратный процесс: на русский учебники переводятся с азербайджанского.  Учебники по истории пишутся азербайджанскими историками в соответствии с Программой по истории Азербайджана, рекомендованной к печати Министерством образования Азербайджанской Республики (2011 г.). Красной линией в них проходит тюркская тематика и мифологизация исторического прошлого. Поэтому в учебном процессе большое внимание уделяется предметам, связанными с изучением истории, моральных и духовных качествах, культуры, обычаев и традиций азербайджанского народа (Родной язык, Азербайджанский язык как государственный язык, История Азербайджана).

Представленная статья продолжает исследования по проблеме конструирования национальной идентичности на постсоветском пространстве Прикаспия с помощью механизма культуры отмены. 

Литература

Аббасов, И., Румянцев, С. (2009). Способы увековечить прошлое: анализ образов других в учебниках истории Азербайджана. Современные учебники истории на Южном Кавказе. Прага: Ассоциация международных вопросов.

Абдуллаева, М. (2016). История Азербайджана (с древнейших времен до первых десятилетий XXI в. Учебник для вузов. Баку: Baki Universiteti, 452 с.

Аватков, В.А. (2024). Россия в учебниках истории стран Ближнего и постсоветского Востока, Китая. Москва: ИНИОН РАН, 155 с.

Агаларов, П., Хатамов, Р., Гулиев, Н. (2018). История Азербайджана. Учебник по предмету История Азербайджана для 11-го класса общеобразовательных школ. Баку: Sərq-Qərb, 210 с.

Багирова, И. (2020). Опыт преподавания истории в Азербайджанской Республике. Получено из: http://www.eurokaukasia.de/532/8675/

Данилова, А.А., Филиппова, А.В. (2009). Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств. Москва, 391 с.

Другое прошлое: какую историю учат в странах бывшего СССР. Получено из: https://www.gazeta.ru/politics/2018/08/04_a_11883187.shtml

Исмаилов, Э. (2010). Очерки по истории Азербайджана. Москва: Флинта, 424 с.

Концепция (национальный куррикулум) общего образования Азербайджанской республики: Нормативно-правовые материалы. (2016). Баку, 43 с. Получено из: https://youthlib.mirea.ru/ru/resource/3716

Мамедов, И. (2020). История Азербайджана. Учебник для вузов. Баку: Ляман Нашрият Полиграфия, 684 с.

Мамедов, С. Велиев, Т., Годжаев, А. (2002). История Азербайджана. Учебник для 9 класса. Баку: Тахсил, 374 с.

Мамедова, Ш. (2023). Взгляд изнутри: истоки пантюркизма как связующего звена азербайджано-турецких отношений. Получено из: https://russiancouncil.ru/blogs/sh-mamedova/vzglyad-iznutri-istoki-pantyurkizma-kak-svyazuyushchego-zvena-azerbayd/

Махмудлу, Я., Алиев, Г., Гусейнова, Л., Агаев, С. (2018). История Азербайджана 7 класс. Учебник по предмету «История Азербайджана» для 7-го класса общеобразовательных школ. Баку, 129 с.

Махмудлу, Я., Джаббаров, Х., Гусейнова, Л. (2022). История Азербайджана 5 класс. Учебник по предмету «История Азербайджана» для 5 класса общеобразовательных школ. Баку, 211 с.

Махмудлу, Я., Халилов, Р., Агаев, С. (2003). Отечество. Учебник для 5 класса. Баку: Тахсил, 2003. 211 с.

Мехтиев, Р. (2012). Азербайджанская идея в XXI веке в контексте нации креативных людей. АЗЕРТАДЖ. Получено из: https://azertag.az/ru/xeber/Azerbaidzhanskaya_ideya_

Мусаева, О., Гусейнова, Л., Джаббаров, Х. (2020). История Азербайджана для 5 класса общеобразовательных школ: методическое пособие. Баку, 209 с.

Никотин, Д. (2024). Турция заменяет термин «Центральная Азия» на «Туркестан» в учебной программе. Получено из: https://tek.fm/news/186239

Реализация пантюркизма в регионе»: Баку и Тегеран готовы повоевать? Получено из: https://www.business-gazeta.ru/article/574480

Румянцев, С. (2015). Как рассказывают национальную историю детям в Азербайджане. Материалы Международного научно-методологического семинара «Конфликтогенный потенциал национальных историй». Казань: Юниверсум, 113-135.

Стратегия великого лидера Гейдара Алиева по строительству национального государства и современному развитию. Получено из: https://azertag.az/ru/xeber/strategiya_velikogo_lidera_geidara_alieva_po_stroitelstvu_nacionalnogo_gosudarstva_i_sovremennomu_razvitiyu-2127584

Стратегия социально-экономического развития Азербайджанской Республики на 2022-2026 годы. Получено из: https://az.sputniknews.ru/20220722/utverzhdena-strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-ar-na-2022-2026-gody-444271772.html

Топонимический геноцид»: как в Армении уничтожали память об азербайджанцах. Получено из: https://1news.az/news/20201230035639465-Toponimicheskii-genotsid-Kak-v-Armenii-unichtozhali-pamyat-ob-azerbaidzhantsakh

Юнусов, А. (2019). Стереотипы и образы «врага» в Азербайджане. Актуальные диалоги, 8, 14-26.
Опубликован
2024-12-04
Как цитировать
Хлыщева, Е. (2024). СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 4(4), 26-40. извлечено от https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/138
Раздел
Культурная и конфессиональная безопасность

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)