КОНСТРУИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОР СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОЙ УКРАИНЕ НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ

Ключевые слова: идентичность, идентификация, секьюритизация, ценности, внешняя политика России, политика Украины, учебники истории Украины, преподавание истории, формирование идентичности, Украина, Россия

Аннотация

Специальная военная операция (СВО) Российской Федерации на Украине актуализировала вопросы о причинах и предпосылках формирования антагонистического отношения к нашей стране, что стало основанием для её проведения. Ценностное измерение мировой политики приобретает особое значение в современных условиях, оказывая влияние на понимание страной ключевых проблем безопасности. Формирование ценностей тесно связано с понятием идентичности и его содержанием, которое в свою очередь может подвергаться целевому воздействию с учетом конкретных политических задач властей. Эффективным механизмом для этого выступает воздействие на общество через процесс образования и воспитания его членов, в частности, при преподавании ключевых гуманитарных предметов, таких как история. В рамках настоящей статьи автор анализирует динамику соответствующих процессов на примере анализа текстов учебников истории средней школы на Украине. По мнению автора, целенаправленное искажение и демонизация политики России в ходе преподавания истории привели к распространению устойчивого антагонистического восприятия России в общественном мнении Украины, что оказывает негативное влияние на развитие конструктивных отношений между странами. Преодолению сложившейся ситуации может способствовать реализация ряда рекомендаций, также предлагаемых автором в данной статье.

Литература

Бадмаев, В.Н., Сангаджиева, Н.Н. (2011). Национальная идентичность: правовое измерение. Россия: тенденции и перспективы развития, 310-312.

Братчик, А.С., Курылев, К.П. (2022). Процесс формирования антироссийской политики на Украине: история и современность. Постсоветские исследования, 5(5), 450-463.

Бурнейко, І.О., Хлібовська, Г.М., Крижановська, М.Є., Наумчук, О.В. (2017). Історія України: підручник для 9 класу загальноосвітніх навчальних закладів. Тернопіль: Астон, 296 с.

Вступ до історії України та громадянської освіти (Щупак) 5 клас. 2022.

Дрібниця, В.О., Щупак, І.Я., Бурлака, О.В., Піскарьова, І.О. (2020). Історія України: підруч. для 7 кл. закладів загальної середньої освіти. Київ: УОВЦ «Оріон», 176 с.

Ефимищ, Н.М. (2018). Прошлое в конструировании национальной идентичности: гранд-нарративы Украины. Вестник Пермского университета. Политология, 2, 77-90.

Жирун, И.В. (2019). Изменение, сдвиг или трансформация: анализ методологических подходов к исследованию национальной идентичности. Вестник Пермского университета. Политология, 13, 3, 68-77.

Лёвкина, Ю.Ю., Алимпиева, А.В. (2015). Дискурсы идентификации и проблема конструирования идентичности. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки, 12, 89-96.

Михневич, С.В. (2015). Фактор «умной силы» в процессах институционализации международных отношений. Вестник международных организаций, 4, 93-114.

Михневич, С.В. (2023). Как сделать российское содействие международному развитию более эффективным? Сайт МДК Валдай. Получено из: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/rossiyskoe-sodeystvie-mezhdunarodnomu-razvitiyu/

Мудрий, М. (2007). Тема «колоніального статусу» України у підручниках історії. Матеріали Робочої наради з моніторингу підручників історії України для середніх шкіл (Конча-Заспа, 19-21 жовтня 2007 р.), 98-99

Норт, Д. (2010). Понимание процесса экономических изменений. Москва: ВШЭ, 253 с.

Пометун, О.І., Гупан, Н.М. (2018). Історія України (рівень стандарту): підруч. для 10 кл. закладів загальної середньої освіти. Київ: УОВЦ «Оріон», 256 с.

Путин, В.В. (2021). Об историческом единстве русских и украинцев. Сайт Президента России. Получено из: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66181

Хлібовська, Г.М., Наумчук, О.В. Крижановська, М.Є., Гирич, І.Б., Бурнейко, І.О. (2019). Історія України. Рівень стандарту: підручник для 11 класу закладів загальної середньої освіти. Тернопіль: Астон, 256 с.

Хлібовська, Г.М., Наумчук, О.В., Крижановська, М.Є. (2021). Історія України: підручник для 8 класу закладів загальної середньої освіти. Тернопіль: Астон, 224 с.

Хлібовська, Г.М., Наумчук, О.В., Крижановська, М.Є., Бурнейко, І.О. (2020). Історія України: підручник для 7 класу закладів загальної середньої освіти. Тернопіль: Астон, 176 с.

Хренов, Н.А. (2007). Искусство и цивилизационная идентичность. Москва: Наука, 603 с.

Эриксон, Э. (2006). Идентичность: юность и кризис (пер. с англ. А.В. Толстых). Москва: Флинта/МПСИ/Прогресс, 352 с.

Abdelal, R., Herrera, Y., Johnston, A.I., McDermott, R. (2006). Identity as a Variable. Perspectives on Politics, 4(4), 695-711.

Boykoff, J. (2007). Beyond bullets: the suppression of dissent in the United States. AK Press, 192 р.

Buzan, B., Wæver, O. (2003). Regions and Powers. Regions and Powers: The Structure of International Security. Cambridge: Cambridge University Press, 564 р.
Опубликован
2024-12-04
Как цитировать
Аксенов, М. (2024). КОНСТРУИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОР СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОЙ УКРАИНЕ НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 4(4), 41-58. извлечено от https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/139
Раздел
Культурная и конфессиональная безопасность