ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

  • Чэнь Сянъюй Хайнаньский университет
Ключевые слова: культурная безопасность, национальная идентичность, культурная политика, образование, воспитание, культурное наследие, политика «мягкой силы»

Аннотация

Идентичность является фундаментом строительства национальной общности и обеспечения ее безопасности. Инновационный подход к конструированию ценностных ориентиров и построению общенациональной идентичности приводит к усилению социально-культурной составляющей государственной политики.  Особая роль в этом процессе принадлежит культурно-образовательной сфере. Вопросы культурной безопасности решаются в Китае с позиции «мягкой силы», одним из основных инструментов которой становится культура. Государственные программы нацелены не только на сохранение и популяризацию китайской культуры, но и на контроль над иностранным влиянием. Культура Китая основана на древних исторических традициях, поэтому главной целью образовательной сферы становится воспитание в детях почитания традиций, уважение своей культуры и почитание власти. При этом учитываются изменения, происходящие в современном мире, поэтому система образования в Китае постоянно совершенствуется. Учитываются достижения и анализируются трудности, стоящие перед правительством КНР в деле воспитания подрастающего поколения и воспитания настоящего гражданина страны, поэтому главной доминантой образовательной и воспитательной политики КНР остается нравственная составляющая.

Литература

Борисенков, В.П., Ханьчэн, М. (2019). Россия – Китай: тенденции развития образования в XXI век. Москва: Наука, 662 с.

Волков, А. (2024). Олимпийское движение как символ национального успеха: Китай. Получено из: https://russiancouncil.ru/blogs/a-volkov/olimpiyskoe-dvizhenie-kak-simvol-natsionalnogo-uspekha-kitay/

Зиневич, О.В., Селезнева, Н.В. (2022). Новая стратегия «мягкой силы» Китая. Вестник МГИМО, 15(6), 36-54. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-6-87-36-54

Казаева, Е.А. (2010). Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя: монография. Москва: ВЛАДОС, 439 с.

Как устроена система образования в Китае: основные принципы и отличия от других стран. Получено из: https://redplanetchina.com/blog/obuchenie/kak-ustroena-sistema-obrazovaniya-v-kitae-osnovnye-principy-i-otlichiya-ot-drugih-stran/?utm_source=seo_google&utm_medium=search

Кананыкина, Е.С. (2013). Источники права об образовании в социалистической системе Китая. Социодинамика, 6, 137-158. https://doi.org/10.7256/2306-0158.2013.6.456

Конституция Китайской Народной Республики. Получено из: https://asia-business.ru/law/law1/pravo/constitution/

Ли Сяо Кун, Марченко, Г.В. (2023). Национальная идентичность в Китае и за рубежом: сравнительный анализ средств формирования. Pedagogical Journal, 13, 7A, 72-82. https://doi.org/10.34670/AR.2023.41.99.025

Луань, В. (2023). Формирование системы культурной безопасности КНР в условиях современной глобализации. Общество: философия, история, культура, 8 (112), 111-116.

Лубков, А.В., Морозова, О.А., Чжан Чжаоюй, Юдин, А.В. (2021). Основные тенденции развития системы педагогического образования в китайской народной республике на современном этапе. Наука и школа, 4, 43-56. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-4-43-56

Лю Шусянь (1997). О новых горизонтах современной неоконфуцианской философии. Москва: Восточная литература РАН.

Национальная оборона Китая в 2002 году (Белая книга). Получено из: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zl/ce_ceml_chn/zfbps/200212/t20021231_878957.html

Проблемы образовательной системы в современном Китае. Получено из: https://scienceforum.ru/2012/article/2012002382

Просеков, С.А. (2017). Особенности образования и воспитания в КНР. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 2, 72-81.

Тарасова, Е.И, Найденко, А.В. (2021). Особенности современной культурной политики Китая: основные направления и тенденции развития. Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки, 7 (849), 242-255. https://doi.org/10.52070/2542-2197_2021_7_849_242

Шаосюе Цзя (2023). Реализация закона КНР «о высшем образовании» в Китае: достижения, проблемы и пути решения. Lex Russica, 76, 8 (201), 109-122. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2023.201.8.109-122

Шаренкова, Т.А., Тарабарко, К.А. (2020). Краткий анализ образовательной политики КНР. Вестник ЗабГУ, 26, 9, 68-74. https://doi.org/10.21209/2227924520202696874

Шевченко, С. О воспитании китайских детей. Получено из: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/o-vospitanii-kitayskikh-detey/

徐颖. 浅析新时代新汉语国际教育发展问题. 北方文学. 2019 年 6 月. 246 页. = Сюй, И. (2019). Краткий анализ развития нового китайского международного образования в новую эпоху. Северная литература, 246 с.

徐颖. 盛宣怀的实业教育思想. 华章. 2012 年 11. 151 页. = Сюй Ин (2012). Идея промышленного образования Шэн Сюаньхуая. Хуа Чжан, 11, 8.

徐颖. 高校扩招背后- 谈大众教育及其未来之路. 滁州学院学报. 2007 年 2 月. 88-89 页. = Сюй Ин (2007). За расширением набора в колледжи и университеты – разговоры о массовом образовании и его будущем пути. Журнал Университета Чучжоу, 2, 3, 88-89.

Опубликован
2025-03-17
Как цитировать
Сянъюй, Ч. (2025). ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 5(1), 62-74. извлечено от https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/148
Раздел
Культурная и конфессиональная безопасность