ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСЛАМСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ЦЕНТРЫ КАК ФАКТОР ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА

  • Елена Александровна Михайлова Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева
  • Мадина Шопигуловна Джанталеева Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева https://orcid.org/0000-0001-7696-3311
Ключевые слова: Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Россия, геополитическая стабильность, зарубежные исламские образовательные программы, постсоветские страны, Каспийский регион, салафизм

Аннотация

Основной целью статьи является выявление особенностей деятельности зарубежных исламских образовательных программ и центров в постсоветских странах Каспийского региона и их влияние на геополитическую стабильность региона.

В Каспийском регионе сталкиваются геополитических интересы Российской Федерации, страны Ближнего и Среднего Востока, включая Иран и Турцию, и КНР, стран Европы, США. Ключевые игроки, которые определяют ситуацию в регионе – Российская Федерация, США, Китай и Турция. Каспийский регион является сложным, многокомпонентным и поликонфессиональным с преобладанием мусульманского населения. В постсоветский период прошел процесс повторной исламизации и становление системы исламского образования. В развитии системы исламского образования приняли участие общественные движения и официальные фонды стран Персидского залива, Турции, Пакистана, Индии и других стран. Произошло становление системы государственной регуляции и контроля за системой исламского образования в национальных государствах. Отношение к деятельности зарубежных религиозных организаций различно от относительной открытости до полной изоляции от внешнего влияния. Причиной ужесточения контроля являются угрозы радикального исламизма, возможности сосредоточения у лидеров религиозных общин возможностей влияния на общественно-политические настроения в обществе возникновения альтернативных центров власти, углубление межпоколенческого разрыва из-за распространения нетрадиционных форм ислама.

Литература

Абдулагатов, З.М. (2019). Зарубежное исламское образование как фактор радикализации исламского сознания мусульман России (на примере республики Дагестан). История, археология и этнография Кавказа, 15, 3, 412-434.

Ахмадуллин, В.А. (2015). Особенности советской двухуровневой подготовки исламских кадров: опыт и уроки. Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты, 11, 2, 153-164.

В Туркменистане идет искоренение исламского образования. Институт освещения войны и мира Получено из: https://iwpr.net/ru/global-voices/v-turkmenistane-idet-iskorenenie-islamskogo-obrazovaniya

Где в Казахстане получают духовное образование. Агентство профессиональных новостей. Получено из: https://iapn.kz/articles/Education/gde_v_kazakhstane_poluchayut_dukhovnoe_obrazovanie/

Сайед Мухаммад Накиб аль-Аттас (1978). Ислам и секуляризм. Куала-Лумпур: Движение мусульманской молодежи Малайзии (ABIM).

Ихсаноглу, Э. (2004). Глобализация с культурной точки зрения: встреча Востока и Запада. Запад и ислам: на пути к диалогу, Москва, 73-81.

Кашпур, В.В., Барышев, А.А., Чудинов, С.И., Щекотин, Е.В., Сербина, Г.Н. (2022). Способы репрезентации радикального контента в условиях государственной антиэкстремистской цензуры на материале социальной сети «ВКонтакте». Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 6-1, 7-18.

Мамедов, С. (2006). В Азербайджане появляются шахидки. Независимая газета. Получено из: https://www.ng.ru/courier/2006-04-10/10_karabakh.html

Махмутов, М.И. (2006). Мир ислама. Прошлое и настоящее: учебное пособие по страноведению. Казань: Центр инновационных технологий, 615 с.

Бижанов, А.Х. (2017). Модели исламского образования в постсекулярном обще-стве: евразийские и европейские тренды. Монография. Алматы: ИФПР КН МОН РК, 432 с.

Муртазин, М.М. (2019а). Салафитский дискурс на постсоветском пространстве. Россия и новые государства Евразии, IV (ХLV), 157-169. https://doi.org/10.20542/2073-4786-2019-4-157-169

Муртазин, М.М. (2019b). О системе Исламского образования на постсоветском мусульманском пространстве. Россия и новые государства Евразии, II (ХLIII), 88-102. https://doi.org/10.20542/2073-4786-2019-2-88-102

Муртазин, М.М. (2021). Религиозная ситуация в современном Азербайджане. Россия и новые государства Евразии, II (LI), 163-179. https://doi.org/10.20542/2073-4786-2021-2-163-179

Наср, С.Х. (1997). Молодой мусульманин в современном мире. Москва, 3-5.

Нафиков, И.З. (2023). Исламское образование и современные вызовы. Казань: Издательство Казанского университета, 152 с.

Нурсеитова, Т. (2018). Салафиты не учат быть богобоязненным, они учат ненавидеть. Получено из: https://www.zakon.kz/obshestvo/4942356-salafity-ne-uchat-byt-bogoboyaznennym.html

Образовательная империя Фетхуллаха Гулена. Получено из: http://kazanalytics.kz/образовательная-империя-фетхуллаха/

Подцероб, А. (2021). О причинах роста салафизма. Международная жизнь, 11. Получено из: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2587

Портал Kazislam собрал информацию о религиозных образовательных учреждениях Казахстана. Получено из: https://kazislam.kz/ru/v-kazahstane-dejstvuyut-14-duhovnyh-organizacij-obrazovaniya/

Пужоль, К. (2017). Ислам в Центральной Азии: от долгой изоляции к повышенному вниманию. CAAN - Central Asia Analytical Network. Получено из: https://www.caa-network.org/archives/10950

Религиозное образование в Казахстане развивается неуклонно и последовательно. Получено из: https://www.zakon.kz/redaktsiia-zakonkz/5067022-religioznoe-obrazovanie-v-kazahstane.html

Самедов, Э., Зарганаева, И. (2009). Исламское образование в Азербайджане. Проблемы становления и развития мусульманского образования на постсоветском пространстве. Нижний Новгород: ИД «Медина», 158 с.

Сапронова, М.А., Чечевишников, А.Л. (2019). Исламское образование в России — собственная модель? Право и образование, 6, 4-14.

Совет по исламскому образованию. Информационно-образовательный портал. Получено из: http://https://исламобр.рф/

Сченснович, В.Н. (2024). Мусульманские образовательные центры в РФ. Россия и мусульманский мир, 1(331). https://doi.org/10.31249/rimm/2024.01.02

Умер Фетхуллах Гюлен. Вспоминаем влияние турецкого проповедника на Туркменистан. Получено из: https://turkmen.news/umer-fethullah-gulen-vspominaem-vliyanie-tureckogo-propovednika-na-turkmenistan/

Хлыщева, Е.В. (2024). Стратегии образовательной политики Азербайджана в формировании национальной идентичности. Caspium Securitatis: Журнал Каспийской безопасности, 4(4), 26-40.

Хотел познать Ислам в сети, но нашел салафизм. Получено из: https://kazislam.kz/ru/2023/01/hotel-poznat-islam-v-seti-no-nashel-salafizm/

Царегородцева, И.А., Ибрагимов, И.Э. (2018). Современный салафизм: генезис, историография и типология движения (на примере Египта и Туниса). Исламоведение, 9, 3, 5-18.

Чудинов, С.И. (2024). Динамика и модификация идеологического дискурса радикально-салафитских онлайн-сообществ. Minbar. Islamic Studies, 17(4), 909-928.

Опубликован
2025-03-17
Как цитировать
Михайлова, Е., & Джанталеева, М. (2025). ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСЛАМСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ЦЕНТРЫ КАК ФАКТОР ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 5(1), 75-95. извлечено от https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/149
Раздел
Геополитическая безопасность