УТОПИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ: КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ

  • Павел Леонидович Карабущенко Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева https://orcid.org/0000-0003-2776-4089
Ключевые слова: культура, гуманизм, утопия, цивилизация, элита, русофобия, спекулятивность, «охота на ведьм», политический карнавал, платонизм

Аннотация

Западная цивилизация основана на трех идеологических китах: расизм, национализм, колониализм. Это, по существу, милитаризская культура, в центре которой находится культ насилия расово превосходящего всех белого сверхчеловека («белого господина»). Расизм, национализм и колониализм были реалиями этой цивилизации, тогда как придуманная им альтернатива – гуманизм, так и не вышла из своей колыбели, так и оставшись младенцем. Именно этот инфантилизм и стал родовым проклятием гуманизма. Именно эта претензия постоянно предъявляется гуманитариям, которых обвиняют в идеализации своих базовых ценностей.

Вся история человечества последних пяти столетий есть мучительная попытка превращения гуманизма их утопии в реальность. Утопией идея становится тогда, когда о ней начинают больше говорить, чем делать. Разговоры о каком-либо качестве становятся утопическими, когда на практике ничего не делается для воплощения высказанных идей в жизнь. Насчет гуманизма мы как раз и наблюдаем подобного рода картину: есть прекрасные слова и ужасные дела. Дела расходятся с красотой слов, смысл слов опровергается суровой действительностью. В настоящей работе больше ставятся вопросы, чем даются ответы. Но именно в постановке таких вопросов как раз и кроется, по нашему мнению, суть рассматриваемой проблемы кризиса гуманизма.

Литература

Баткин, Л.М. (1995). Итальянское возрождение: Проблемы и люди. Москва: Издательство РГГУ.

Брагина, Л.М. (ред.) (1985). Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). Москва: Издательство Московского университета, 384 с.

Гай Светоний Транквилл (1993). Жизнь двенадцати цезарей (пер. М.Л. Гаспаров). Москва: Наука.

Ильин, А.А. (2024). Woke-повестка и территориальный развал Франции: что стоит за французским открытием Олимпиады Вопросы элитологии, 5(4), 123-133. https://doi.org/10.46539/elit.v5i4.222

Карабущенко, П.Л. (2022). Карнавальная политическая культура: монография. Москва: ИНФРА-М, 596 с.

Кудряшова, Е.В., Джанталеева, М.Ш. (2024). Эволюция медиаобразов политических лидеров в условиях международной напряженности. Вопросы элитологии, 5(4), 108-122. https://doi.org/10.46539/elit.v5i4.221

Де Кюстин, А. (1996) Россия в 1839 году: В 2 т. Т. I (пер. В. А. Мильчина, И.К. Стаф). Москва: Издательство имени Сабашниковых, 528 с.

Медведев, И.П. (1997). Византийский гуманизм XIV-XV вв. Санкт-Петербург: Алетейя, 340 с.

Оськина, О.И. (2023). Евразийские и европейские элиты в зеркале карнавальной политической культуры. Вопросы элитологии, 4(4), 13-25. https://doi.org/10.46539/elit.v4i4.17

Пико делла Мирандола, Д. (2008). Речь о достоинстве человека. Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени. В Л.М. Брагина (ред.) Образы любви и красоты в культуре Возрождения (с. 230-272). Москва: Наука.

Лихачев, Д.С. (ред.) (1997). Поучение Владимира Мономаха. Библиотека литературы Древней Руси. Санкт-Петербург: Наука.

Прокопьев, А.Ю. (2020). Тридцатилетняя война. Санкт-Петербург: Наука, 385 с.

Речь Макрона перед масонами Великой ложи Франции (5 мая 2025 года). Защита секуляризма. Echafaud. Получено из: https://ru.echafaud.org/macron-mason-05-2025/

Рыбаков, Б.А. (1993). Стригольники. Русские гуманисты XIV столетия. Москва: Наука, 336 с.

Хлыщева, Е.В. (2020) Феномен элитарной культуры: проблема концептуализации. Вопросы элитологии, 1(1), 78-92.

Хлыщева, Е.В. (2021). Метамодерн как новое мировидение: синтез массового и элитарного. Вопросы элитологии, 2(2), 10-21. https://doi.org/10.465139/elit.v2i2.60

Шифман, И.Ш. (2006). Карфаген. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 518 с.

Шпренгер, Я., Инститорис, Г. [1487] (1932). Молот ведьм (пер. Н. Цветков) Москва: Атеист, 297 с.

Alexidze, L. (2017). Plethon on the Grades of Virtues: Back to Plato via Neoplatonism? In S. Mariev (ed.) Byzantine Perspectives on Neoplatonism (pp. 221-242) Berlin: De Gruyter.

Hladký, V. (2014). The Philosophy of Gemistos Plethon. Platonism in Late Byzantium, between Hellenism and Orthodoxy. Farham: Ashgate, 390 p.

Karamanolis, G. (2002). Plethon and Scholarios on Aristotle. In K. Ierodiakonou (ed.) Byzantine Philosophy and its Ancient Sources (pp. 253-282). Oxford: Clarendon Press.

Wilson, P.H. (2012). The Thirty Years War. Europe's Tragedy. Harvard: Harvard University Press, 996 p.
Опубликован
2025-06-26
Как цитировать
Карабущенко, П. (2025). УТОПИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ: КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 5(2), 26-43. извлечено от https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/153
Раздел
Теоретические проблемы безопасности

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)