АСТРАХАНСКИЕ ХУДОЖНИКИ НА ПЕРВОЙ ЗОНАЛЬНОЙ ВЫСТАВКЕ «БОЛЬШАЯ ВОЛГА» (1964): ИСКУССТВО КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

  • Максим Шамилевич Такташев Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева https://orcid.org/0009-0001-4500-8773
Ключевые слова: живопись, Астрахань, советское искусство, астраханское искусство, региональная идентичность, зональная выставка, «Большая Волга», социалистический реализм, культурная политика, локальные культурные коды

Аннотация

Статья посвящена анализу участия астраханских художников в работе первой зональной выставки «Большая Волга» (1964) как способу выражения региональной идентичности в искусстве. В рамках историко-культурного анализа рассматриваются некоторые особенности культурной политики РСФСР, направленной на создание единого художественного пространства, и роль зональной выставки как механизма взаимодействия центра и регионов.

Автор исследует, каким образом астраханские художники адаптировали принципы официального искусства социалистического реализма, сочетая их с локальной спецификой. В процессе рассмотрения отдельных произведений с использованием иконографического анализа и сравнительного метода, выявляются характерные темы, представленные в работах астраханцев. Особое внимание уделено доминирующему мотиву реки, отразившему экономическую и культурную специфику астраханского региона, а также репрезентации взаимодействия традиционного уклада и индустриального прогресса в изобразительном искусстве.

Участие астраханцев в первой зональной выставке «Большая Волга» в 1964 г. представлено как важный этап в истории астраханского искусства. Подчёркивается значение выставки в контексте формирования и выражения творческой идентичности местных художников, а также их интеграции в общеcоюзный художественный процесс.

Результаты исследования расширяют понимание региональных аспектов советского искусства, демонстрируя, что в рамках единой идеологической модели могли также существовать формы художественного самовыражения, интерпретирующие локальные культурные коды.

Литература

Агамирова, А.А., Безрукова, И.Н., Королёва, Н.Н., Пинаева, М.А., Старикова, К.И. (1967). Вторая республиканская художественная выставка «Советская Россия»: каталог. Москва: Советский художник.

Басс, А.Я., Лебедева М.Н. (1964). Зональная тематическая художественная выставка «Большая Волга»: каталог. Куйбышев: Волжская коммуна.

«Большая Волга»: к итогам зональной художественной выставки (1964). Художник, (9), 1-2.

Время перемен. Искусство 1960-1985 в Советском Союзе (2006). Санкт-Петербург: Palace Editions, 415 с.

Выставка «100 лет СССР». Получено из: https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/art_gallery/100_let_ussr/index.php

Геворкян, В.Б., Пышта, М.Я. (1967). Юбилейная зональная тематическая художественная выставка «Большая Волга»: каталог. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство.

Головнева, Е.В. (2018). Конструирование региональной идентичности в современной культуре (на материале сибирского региона) (Автореф. дисс. … д. филос. наук). Екатеринбург.

Гудскова, А., Нехорошев, Ю. (1963). На пороге «Большой Волги». Художник, (1), 3-7.

Ильина, М.Е. Большая Волга. Зональные художественные выставки произведений изобразительного искусства республик и областей Среднего и Нижнего Поволжья. Tatarica. Получено из: https://tatarica.org/ru/razdely/kultura/iskusstvo/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-dpi/bolshaya-volga

Казакова, Г.М. (2020). Региональная идентичность: известные сюжеты и новые дискурсы. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, 40, 73-77. https://doi.org/10.17223/22220836/40/6

Караваева, Л.В. (2008). Астраханский союз художников за 70 лет: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, монументальное искусство, оформительское искусство, театрально-декорационное искусство. Астрахань, 183 с.

Леонтьева, О.Б., Цыганова, Я.М. (2015). Волга и Поволжье на «ментальной карте» российского общества XIX-нач. XX вв. Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки», 4(8), 131-139.

Моклецова, И.В., Разумовская, В.А. (2024). Русская живопись конца XIX-начала XX века как отражение культурной идентичности. Вестник Московского университета, 27(3), 159-169.

«Первая из десяти открылась!» (1964). Художник, (8), 1-2.

Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. 18-21 июня 1963 года. Стенографический отчет. Получено из: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/446394-plenum-tsk-kpss-moskva-18-locale-nil-21-iyunya-1963-g-postanovlenie-plenuma-ob-ocherednyh-zadachah-ideologicheskoy-raboty-partii

Раздобреева, И. (1963). Впереди – «Большая Волга». Художник, (9), 7-12.

Гимадеева, А.Х. (1960). Республиканская художественная выставка «Советская Россия»: каталог. Москва: Министерство культуры РСФСР, 368 с.

Хлыщёва, Е.В. (2012). Проблема сохранения культурного наследия в поликультурном регионе. Известия ВГПУ, 9, 64-67.

Якимович, А.А. (2022). Поворот руля. Шестидесятые и далее. В О.А. Юшкова (ред.) Художественная культура Советского Союза 1960-1980. Аспекты: коллективная монография (с. 13-42). Москва: Энциклопедия.
Опубликован
2025-06-26
Как цитировать
Такташев, М. (2025). АСТРАХАНСКИЕ ХУДОЖНИКИ НА ПЕРВОЙ ЗОНАЛЬНОЙ ВЫСТАВКЕ «БОЛЬШАЯ ВОЛГА» (1964): ИСКУССТВО КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 5(2), 44-60. извлечено от https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/154
Раздел
Идентичность в пространстве Прикаспия