ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ РАДИКАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

  • Елена Сергеевна Петриковская Институт философии Российской академии наук https://orcid.org/0000-0001-9790-6340
Ключевые слова: философская антропология, природа человека, негативная антропология, радикальная субъективность, антропопрактики, свобода, ничто, трансгрессия, постгуманизм, постчеловек, травма, нечеловеческое

Аннотация

В статье рассматривается специфика тематизации радикальных проявлений человека в философской антропологии, раскрываются исследовательские перспективы, открываемые данным подходом и данной областью философских исследований. Особое внимание в статье уделено проблеме безопасности в ситуации антропологического кризиса (ощущение распавшегося образа мира, ускорение социальной динамики, неопределенность, угроза реальности). Представлена панорама антропологических практик, создающих угрозы для безопасности человека и общества.

Реконструированы способы построения дискурса негативной антропологии. Негативная антропология продуцирует радикализацию человека через наделение его свойством предельной трансгрессивности, стремлением к крайностям, экстатическим состояниям, что существенным образом сказывается на всех аспектах функционирования общества. Негативная модель понимания человека имеет важный эвристический смысл – создать содержательную философскую антропологию и позитивный образ человека благодаря конституирующему отталкиванию. В современной культуре в настоящее время повышен статус отрицательных феноменов и самого процесса негации, что в условиях беспрецедентного ускорения социальной динамики чревато окончательной дискредитацией т.н. позитивного понимания человека. Исследуются возможности коррекции антропологической ситуации через критическое рассмотрение дезантропологизирующих и пост-человеческих практик как проявлений антропологической радикальности. 

Проанализированы антропотренды, связанные с трансгуманизмом и постмодернизмом. Их радикальность обусловлена готовностью пожертвовать человеком, который в его современном виде отрицается и приносится в жертву будущему или прошлому - в случае трансгуманизма он заменяется «не-человеком» для спасения техногенной цивилизации (от экологического кризиса, например) и прогрессистского мировоззрения, в случае «практик травматического прошлого» культура аффектов направлена на подавление интенциональности субъекта для защиты от рецидивов тоталитаризма. Общий враг обоих трендов – настоящее положение дел, их общая черта – доктрина пассивности, когда будущему в лице техносферы или прошлому позволяют овладеть субъектом. Философская антропология видит серьезную опасность для человека в недистанцированном существовании, его полном инфантильном растворении в том или ином социальном феномене. В отличие от описанных подходов философская антропология придает важнейшее значение суверенности субъекта, который несет ответственность и делает принципиальный выбор, ориентирующий его существование.

Литература

Агамбен, Дж. (2012). Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель (Пер. И. Левиной, О. Дубицкой, П. Соколова). Москва: Европа, 2012, 192 с.

Алексеева, И.Ю., Аршинов, В.И., Чеклецов, В.В. (2013). «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКС-революция и будущее человека. Вопросы философии, 3, 12-21.

Бибихин, В.В. (2015). Пора (время-бытие). (Из курса лекций). Фонарь Диогена: Человек в многообразии практик. Международный антропологический журнал, 1, 333-354.

Бубер, М. (1998). Проблема человека. Киев: Ника-Центр, Вист-С, 96 с.

Валь, Ж. (2006). Несчастное сознание в философии Гегеля (Пер. В. Ю. Быстрова). Санкт-Петербург: «Владимир Даль», 333 с.

Вульф, К. (2007). Антропология: История, культура, философия (Пер. Г. Хайдаровой). Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 269 с.

Григорьева, Н. (2012). Человечное, бесчеловечное: Радикальная антропология в философии, литературе и кино конца 1920 – 1950-х гг. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Петрополис», 624 с.

Гаспарян, Д.Э. (2015). Практика онтологизации негативного в современной философии. В Е.Г. Драгалина-Черная (Ред.), Онтология негативности: Сборник научных трудов (с. 182-201). Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация».

Гегель, Г.В.Ф. (1992). Феноменология Духа. Санкт-Петербург: Наука, 232 с.

Грякалов, Н.А. (2007). Фигуры террора. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 169 с.

Гуревич, П. (2013). Что такое негативная антропология? Философия и культура, 3 (63), 275-278.

Даль, В. (1995). Толковый словарь живого великорусского языка (в 4 т.). Т. 4: Р-V. Москва: Терра, 7-20.

Дюпюи, Ж.-П. (2021). Этика технологии в преддверии Апокалипсиса. Фонарь Диогена: Человек в многообразии практик. Международный антропологический журнал, 5-6, 73-91.

Ковалевский, А.А. (2018). Онтологические основания негативности. Идеи и идеалы, 1(1), 108-121. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2018-1.1-108-121

Кожев, А. (2003). Введение в чтение Гегеля (Пер. А.Г. Погоняйло). Санкт-Петербург: Наука, 792 с.

Косилова, Е.В. (2024). Бессилие. Москва: Канон+ РООИ «Реабилитация», 256 с.

Кравченко, И.И. (2010). Радикализм. В Новая философская энциклопедия (Т. 3, сс. 395-396). Москва: Мысль.

Крючкова, С. (2015). «Господин Ничто» и Мартин Хайдеггер. В Е.Г. Драгалина-Черная (Ред.), Онтология негативности: Сборник научных трудов (с. 99-116). Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация».

Магун, А.В. (2008). Отрицательная революция: к деконструкции политического субъекта. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 416 с.

Магун, А.В. (2020). Искус небытия: энциклопедия диалектических наук. Т. 1. Отрицательная эстетика. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 462 с.

Маркс, К. (1954). К критике гегелевской философии права. Введение. В К. Маркс, Ф.Энгельс Сочинения. Изд. 2. Т. 1. (с. 414-429) Москва: Политиздат.

Неретина, С.С., Никольский, С.А., Порус, В.Н. (2019). Философская антропология Андрея Платонова. Москва: ИФ РАН, 236 с.

Оболкина, С.В. (2023). Кибердизайн реальности в условиях философской «революционной ситуации». Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 214 с.

Сафрански, Р. (2014). Шопенгауэр и бурные годы философии. Пер. К. Тимофеева. Москва: Роузбад Интерэктив, 592 с.

Смирнов, И.П. (1999). «Человек человеку – философ». Санкт-Петербург: Алетейя, 284 с.

Толстая, К. (2021). “Je suis Muselmann” по Джорджо Агамбену. Эмодзи и академическая ответственность? Фонарь Диогена: Человек в многообразии практик. Международный антропологический журнал, 5-6, 150-180.

Хайдеггер, М. (1993). Время и бытие: Статьи и выступления. Москва: Республика, 447 с.

Хоружий, С.С. (2010). Ничто. В Новая философская энциклопедия (Т. 3, сс. 95-97). Москва: Мысль.

Хоружий, С.С. (2016). Социум и синергия: колонизация интерфейса. Казань: Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), 452 с.

Хоружий, С.С. (2021). От редакции. Фонарь Диогена: Человек в многообразии практик. Международный антропологический журнал, 5-6, 8-18.

Хорьков, М. Л. (2011). Между философской антропологией и метафизикой: проблема зла в поздней философии Макса Шелера. В Д.Ю. Дорофеев (Ред.), Философская антропология Макса Шелера: уроки, критика, перспективы (с. 139-145). Санкт-Петербург: Алетейя.

Чечулин, А.В. (2000). Проблема детерминации индивида в современной философской антропологии (Дисс. ... докт. философ. наук). Санкт-Петербург, 281 с.

Шалагинов, Д. (2014). Жорж Батай и деантропологизация онтологии нехватки. Ежедневный сетевой литературно-философский журнал «Топос», 9 октября. Получено из: https://www.topos.ru/article/ontologicheskie-progulki/zhorzh-batay-i-deantropologizaciya-ontologii-nehvatki

Шелер, М. (1994). Избранные произведения (Пер. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филлипова). Москва: Издательство «Гнозис», 490 с.

Ямпольский, М. (2022). Формы реальности. Очерки теоретической антропологии. Москва: Новое литературное обозрение, 328 с.

Bauman, Z. (2007). Liquid times: Living in the age of uncertainty. Cambridge, UK: Polity Press, 115 р.

Beck, U. (2007). Power in the Global Age: a New Global Political Economy. Cambridge, UK: Polity Press, 365 р.

Hartman, G. (2002). Scars of the Spirit: The Struggle Against Inauthenticity. New York, 2002. 91 р.

Wall, T.C. (1999). Radical passivity: Lévinas, Blanchot, and Agamben. Albany: State University of New York Press, 208 р.
Опубликован
2025-10-13
Как цитировать
Петриковская, Е. (2025). ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ РАДИКАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 5(3), 11-37. извлечено от https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/158
Раздел
Теоретические проблемы безопасности