ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ПОБЕДЫ В СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

  • Мария Андреевна Татаренко Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Волгоградский государственный институт искусств и культуры https://orcid.org/0009-0005-9730-141X
Ключевые слова: культурная безопасность, культурная идентичность, празднование Дня Победы, массовое празднование, ритуал, символ, Парад Победы, традиции празднования, сохранение исторической памяти

Аннотация

День Победы – один из главных праздников в России. Являясь государственным праздником, он не только инициирован с позиции сверху-вниз от руководства страны к народу, но и встречает активную поддержку, стремление к участию и сохранению (появлению) традиций празднования со стороны граждан. В статье сопоставляются сценарии празднования Дня Победы в СССР и постсоветской России с рассмотрением конкретных иллюстраций. Обнаруживаются традиции празднования, появление новых форм и жанров празднования. Обозначена функция театрализации (зрелища), как возможного компонента массового праздника. Описаны примеры синтеза различных видов и жанров искусств, а также средств художественной выразительности, позволивших трансформировать документальный и фактический материал в активно действующие сценические образы и символы. В пространстве массового праздника его участники не являются пассивными зрителями, а становятся реальными героями торжества. Участники празднования рассматриваются как единое празднующее сообщество, объединенное внутренними гражданскими стимулами. Праздник Победы определяется как символическое ритуальное действо по сохранению целостности и безопасности коллективной памяти и национальной идентичности.

Литература

Андронова, Г.С. (2021). Иносказательные выразительные средства режиссуры в структуре театрализованного представления. Праздничная культура России: инструментарий театрализации: материалы всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Орёл, 18-19 марта 2021 года. (с. 17-22). Орёл: Орловский государственный институт культуры.

Архипова, А.С., Доронин, Д.Ю., Кирзюк, А.Н., Радченко, Д.А., Соколова, А.Д., Титков, А.С., Югай, Е.Ф. (2017). Война как праздник, праздник как война: перформативная коммеморация Дня Победы. Антропологический форум, 33, 84-122.

Габович, М. (2015). Памятник и праздник: этнография Дня Победы. Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре, 3(101), 93-111.

Данилова, Е.А., Суляк, С.Г. (2021). Праздник со слезами на глазах: об отношении ко Дню Победы в России. Русин, 66, 248-282.

Исаченко, Н.Н. (2024). Трансформация ценностных основ культуры как угроза культурной безопасности. Философия и культура, 2. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2024.2.69781

Колядко, И.Н. (2019). Кризис идентичности в условиях культурно-цивилизационной дивергенции. Философские исследования. Ежегодный сборник научных трудов, 6, 371-380.

Конович, А.А. (1990). Театрализованные праздники и обряды в СССР. Москва: Высшая школа, 208 с.

Крылова, В.Н. (2015). Проблемы и перспективы современной российской праздничной культуры. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 4-1, 43-47.

Крылова, В.Н. (2016). Российская праздничная культура: история и современность. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 4, 61-65.

Куликов, С.В. (2025). Победа России в Великой Отечественной войне: значение и роль в мировом развитии. Молодой ученый, 22 (573), 541-542.

Миниханов, Ф.Г. (2018). 9 мая: праздник и политика (история Дня Победы). Народы Татарстана в годы Великой Отечественной войны: Сборник статей (с. 42-49). Казань: Институт Татарской Энциклопедии АН РТ.

Романова, А.П., Якушенков, С.Н., Баева, Л.В., Хлыщева, Е.В., Бичарова, М.М., Лебедева, И.В., Топчиев, М.С., Якушенкова, О.С., Алиев, Р.Т., Джумакаева, М.В. (2017). Культурная безопасность в условиях гетеротопии. Астрахань: АГУ, 356 с.

Рубб, А.А. (2004). Размышления о Нетрадиционном театре, или Нетрадиционный театр как он есть. Москва: Издательство «ВК», 604 с.

Саенко, Н.Р., Татаренко, М.А. (2024). Факторы трансформации массовых форм празднования в современной культуре. Философская мысль, 9, 30-41. https://doi.org/10.25136/2409-8728.2024.9.71953

Чечетин, А.И. (1981). Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория. Учебник для студентов институтов культуры. Москва: Просвещение, 192 с.

Швец, М.Е. (2023). Праздник Победы в контексте культурной памяти народа. Культура и цивилизация, 13, 9-1, 108-122.
Опубликован
2025-10-13
Как цитировать
Татаренко, М. (2025). ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ПОБЕДЫ В СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 5(3), 80-91. извлечено от https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/162
Раздел
Культурная и конфессиональная безопасность