МЕЗОРЕГИОН ПРИКАСПИЯ: КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ КОЛЬЦА

  • Sergey B. Pereslegin Центр Управления Знаниями в Международном Институте Проблем Управления (МНИИПУ)
Ключевые слова: мезорегион, Прикаспий, культурный код, кризис глобализации, транспортные кольца

Аннотация

Принципиальная неустойчивость глобального мира, связанная с технологической предельностью как маркером глобализации, предваряет кризис. В настоящее время Человечество столкнулось с целой последовательностью кризисов, причем пандемия Covid-19 является лишь их внешним представлением, медийным «лицом».

Кризис глобализации может пойти двумя путями: во-первых, трансформация через хаос, «мир-саванну», «серые зоны», где не действуют никакие законы, кроме закона силы. Во-вторых, трансформация через создание макрорегионов.

Оба варианта предполагают высокий риск военных конфликтов по всему пространству глобализации, и прежде всего в Юго-Восточной Азии, что приведет к возникновению дуги нестабильности, затрагивающей интересы России. Ключевым районом, определяющим поведение дуги нестабильности, является Прикаспий.

В настоящее время из четырех возможных версий постглобального мира (на 2015 г. это инфраструктурный колониализм, космоколониализм, экологический капитализм, макрорегионализация) осталось две. Экологический капитализм трансформировался в инклюзивный, и макрорегионализация оказалась единственной альтернативой инициативе К. Шваба. В настоящее время макрорегион понимается в трех смыслах – геополитическом, географическом и административном. Географически связанные «блоки», являющиеся основой геопланетарных макрорегионов, могут быть названы мезорегионами.

Статья рассматривает шесть версий мезорегионализации Прикаспия: «Закавказье», «Анатолия», СЕНТО, «Прикаспий», «Ираноязычная Ойкумена» и «Пятиморье». Указывается, что заметную вероятность реализации имеют только стратегически обоснованный инерционный сценарий «Анатолийский мезорегион» и географически фундированный реалистический сценарий «Прикаспий». Из них только второй отвечает интересам РФ. Ядром такого региона может стать военный, политический и экономический союз России и Ирана.

Мезорегион «Прикаспий» экономически и логистически опирается на меридиональный транспортный коридор «Север – Юг». Показывается, что этот коридор должен быть подключен не только к широтным трассам, но и к кольцевой инфраструктуре, объединяя Закавказье в единое целое. Таким образом, осуществляется переход от необходимых условий формирования мезорегиона (географическая связность, широко понимаемая безопасность, общие интересы) к достаточным. Среди этих достаточных условий – переход от географической связности к инфраструктурной и экономической, создание «кольцевой экономики» и «кольцевой идентичности».

Однако, кроме транспортной и экономической связности и общей военно-политической защищенности, ядро мезорегиона должно также иметь высокий уровень социальной и социально-этнической связности и общее целеполагание, что позволит ему быть устойчивым относительно внешней культурной и смысловой манипуляции. Иными словами, одним из достаточных условий существования мезорегиона является единство или, во всяком случае, сочетаемость культурных кодов этносов, входящих в регион.

В статье дается определение культурного кода (далее – КК) и эскизный способ его вычисления, кратко описываются культурные коды прикаспийских стран и делается вывод об их сочетаемости и возможности построить общий КК региона вокруг взаимодействия российской и персидской / иранской культур.  Такой культурный код может быть передан через геопланетарный образовательный канон.

Опубликован
2021-07-26
Как цитировать
Pereslegin, S. (2021). МЕЗОРЕГИОН ПРИКАСПИЯ: КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ КОЛЬЦА. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 1(2). извлечено от https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/19
Раздел
Геополитическая безопасность