ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ ИНОЭТНИЧНЫХ МИГРАНТОВ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ключевые слова: международная миграция, мигрант, миграционные процессы, образование, культурное отчуждение, языковая и социокультурная адаптация, межкультурное взаимодействие, интеграция средствами образования, национальная безопасность, пандемия

Аннотация

Миграционные процессы, нарастающие в современном мире, приводят к росту проявлений экстремизма в обществе и являются причиной напряженности в разных регионах мира. Системы образования сталкиваются с проблемами и интеграции мигрантов в процесс обучения, и более широкой их адаптации к социокультурным реалиям принимающего общества. Успешное решение этих проблем влияет на экономический рост и напрямую связано с социально-политической стабильностью в обществе.

Сфера образования – не только один из основных инструментов интеграции мигрантов. Средствами образования и просвещения формируется межкультурная компетентность, навыки межкультурного диалога и толерантность по отношению к представителям иных этносов и религий в целях профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Это сфера ответственности тех, кто определяет образовательную политику, но также учителей и администрации образовательных организаций на местах.

Проблемы обучения и адаптации детей из семей мигрантов вынуждены решать государства всех частей света, и Россия – не исключение среди них. Авторы настоящей статьи анализируют возможности их решения в контексте национальной безопасности, а также в связи с вызовами, которая мировая система образования испытывает вследствие пандемии.

Литература

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. (2019). Утверждена Президентом РФ 13.06.2012 г. Получено из http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244

Кривенькая, М.А. (2021). «В душе практически русский, а снаружи – нет»: образы мигрантов в репликах героев современной художественной прозы. Современное социально-гуманитарное образование: векторы развития в год науки и технологий. Москва: МПГУ, 653-661.

Ломакина, И.С. (2015). Проблемы мультикультурализма в сфере образования ЕС. Педагогика, 2.

МВД РФ (2021). Статистические сведения по миграционной ситуации. Получено из https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/migracionnaya

Омельченко, Е.А. (2021). Дети из таджикских и узбекских семей в Пермском крае: проблемы адаптации в иноэтничной среде. Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2, 93-103.

Ромодановский, К.О., Мукомель, В.И. (2015). Регулирование миграционных процессов: проблемы перехода от реактивной к системной политике. Общественные науки и современность, 5, 5-17.

Стенограмма заседания Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ 30 марта 2021 года. (2021). Получено из http://prezident.org/tekst/stenog ramma-vystuplenija-putina-na-zasedanii-soveta-po-mezhnacionalnym-otnoshenijam -30-03-2021.html

Dryden-Peterson, S. & Adelman, E. (2016). UNide Syrian refugee schools: making room for refugees in second shifts. Brookings blog. 17 February 2016. Retrieved from https://www.brookings.edu/blog/education-plus-development/2016/02/17/inside-syr ian-refugee-schools-making-room-for-refugees-in-second-shifts/

Education Commission. (2016). The learning generation: investing in education for a changing world. Retrieved from http://report.educationcommission.org/wp-conten/uploads/2016/09/Learning_Generation_Full_Report.pdf

Fix, M. & McHugh, M. (2009). Education, diversity, and the second generation: a discussion guide. Migration Policy Institute. Retrieved from http://www.migrationp olicy.org/research/education-diversity-and-second-generation-discussion-guide

OECD. (2015). Helping immigrant students to succeed at school – and beyond. OECD Publishing, Paris. Retrieved from https://www.oecd.org/education/Helping-immigrant-students-to-succeed-at-school-and-beyond.pdf

UNESCO. (2016a). If you don’t understand, how can you learn? Global Education Monitoring Report Policy. Paper 24. Retrieved from http://allinschool.org/wp-content/uploads/2015/04/243713E.pdf

UNESCO (2017). Concept note for the 2019 Global Education Monitoring Report on education and migration. Retrieved from https://en.unesco.org/gem-report/sites/gem-report/files/Concept%20Note%205%20April%20Final.pdf

UNESCO. (2021). One year into COVID: Prioritizing education recovery to avoid a generational catastrophe. Retrieved from https://en.unesco.org/news/one-year-covid-prioritizing-education-recovery-avoid-generational-catastrophe

UNESCO. (2021a). One year into COVID: Prioritizing education recovery to avoid a generational catastrophe. (ED/ADG/2021/01). Программные документы и документы совещаний. Retrieved from https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000376984

UNICEF. (2021). Worldwide, more than 33 million children have been forcibly displaced at the end of 2020. Child Displacement. Доклад Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ). Retrieved from https://data.unicef.org/topic/child-migration-anddisplacement/displacement/

United Nations. (2020). International Migration 2020 Highlights. (ST/ESA/SER.A/452). Retrieved from https://www.un.org/development/desa/pd/sites/www.un.org.develo pment.desa.pd/files/undesa_pd_2020_international_migration_highlights.pdf

Опубликован
2021-09-27
Как цитировать
Омельченко, Е., & Кривенькая, М. (2021). ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ ИНОЭТНИЧНЫХ МИГРАНТОВ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 1(3), 20-32. извлечено от https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/32
Раздел
Теоретические проблемы безопасности