ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЛИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • Юлия Владимировна Лобанова Московский политехнический университет http://orcid.org/0000-0003-2970-7520
Ключевые слова: эмоции, культура чувств, любовь, эмоциональный капитализм, гиперинфляция чувств, общество впечатлений, консьюмеризм, любовный конформизм, , эмоциональная амбивалентность, мнимость единства

Аннотация

В данной статье анализируются и исследуются исторические и социокультурные основания возникновения представлений о межличностных отношениях индивидов в их социальном измерении, отмечается влияние отдельных периодов европейской истории на происходившие здесь изменения. Переход к современному пониманию содержательной стороны этих отношений реализован через анализ творчества социолога Е.Иллуз, отметившей в своих программных трудах целых ряд новых проблем, возникших вследствие радикального изменения социокультурного контекста современного информационного общества. Особое внимание уделено проблеме эмоциональной амбивалентности внутри современного поля интерсубъективности: причинам ее возникновения, частной и общей феноменологии, пути решения. В выводах анализируется особая роль концепции «любовного конформизма» авторства Е.Иллуз как срединного пути между предлагаемым единством и выбираемой автономией социальных субъектов, его преимущества и недостатки.

Литература

Аронсон, П. (2020). Любовь: сделай сам. Как мы стали менеджерами наших чувств. Москва: Individuum.

Афанасов, Н.Б. (2022). Любовь. Эмоциональный капитализм – крафтовая экономика? Galactica Media: Journal of Media Studies, 4 (2), 183-194.

Блейлер, Э. (2018). Аутистическое мышление. Аффективность, внушение, паранойя. Москва: ИД Алеф-Пресс.

Ведмеш, Н.А. (2022). Амбивалентость чувств. Амбивалентность в отношениях. Психология и психиатрия. Получено из https://psihomed.com/ambivalentnost/

Иллуз, Е. (2022). Почему любовь ранит? Социологическое объяснение. Перевод с нем. С.В. Сидоровой. Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг.

Иллуз, Е. (2022). Почему любовь уходит? Социология негативных отношений. Перевод с нем. С.В. Сидоровой. Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг.

Кляйн, М. (2007). Т. II: «Любовь, вина и репарация» и другие работы 1929-1942 гг. Ижевск: ИД «ERGO».

Лебедева, И.В., Романова, А.П., Якушенков, С.Н. (2012). Массмедиа и консюмеризация культуры. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 9(73), 71-74.

Реквиц, А. (2022). Общество сингулярностей. О структурных изменениях эпохи модерна. Пер. с нем. Т.Ю. Адаменко, И.Г. Соколовской. Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг.

Саенко, Н.Р. (2004). Судьба принципа удовольствия в эпоху постсовременности. Современное культурное пространство: Философия.

Искусство. Технология. Информация. Волгоград: Волгоградское региональное отделение Молодежного союза юристов РФ, 22-28.

Сувалко, А.С. (2013). Эмоциональный капитализм: коммерциализация чувств. Препринт C89. Москва: Изд. дом. Высшей школы экономики.

Фромм, Э. (2019). Иметь или быть? Москва: АСТ.

Хлыщева, Е.В. (2019). Идентификационные формы современного мира: проблема трансформации. Каспийский регион: политика, экономика, культура, 1(58), 111-117.

Цатурова, А.Г. (2019). Амбивалентность в невротических парных отношениях. IV Фрейдовские чтения: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ЧОУВО "Восточно-европейский институт психоанализа", 53-60.

Щеглова, Л.В. (2003). Значение этики в эпоху эстетизма. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2(03), 3-9.

Arrington, C. L. M., Stephenson, J. & Rothblum, E.D. (2009). Sexual Fluidity: Understanding Women's Love and Desire'. Journal of Gay & Lesbian Mental Health, 13:3, 227-228.

Boer, A., Buel, E. & Horst, G. (2012). Love is more than just a kiss: a neurobiological perspective on love and affection. Neuroscience, 11. https://doi.org/10.1016/j.neuros cience.2011.11.017

Burgo, J. (2010). Mixed Emotions: Loving and Hating the Same Person. Rules of the Road: Unbearable Emotion. Retrieved from http://www.afterpsychotherapy.com/love-and-hatred/

Canale, C. Ambivalence − a Love-Hate Story. Retrieved from www.therapyroute.com/article/ambivalence-a-love-hate-story-by-c-canale

Chatel, A. (2017). Why We’re Attracted to People Just Like Us, According to Science. Retrieved from https://www.bustle.com/articles/153908-why-were-attracted-to-peo ple-who-are-just-like-us-according-to-science

Illouz, Е. (2008). Saving the Modern Soul: Therapy, Emotions, and the Culture of Self-Help. University of California Press.

Schulze, G. (2005). Erlebnisgesellschaft: Kultursoziologie der Gegenwart. Frankfurt/New York: Campus Verlag.

Опубликован
2022-12-01
Как цитировать
Лобанова, Ю. (2022). ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЛИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 2(2), 47-57. извлечено от https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/65
Раздел
Теоретические проблемы безопасности