ЭФФЕКТЫ И РИСКИ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЭКРАНА ПОРТАТИВНЫХ УСТРОЙСТВ В НОВУЮ ТЕЛЕСНОСТЬ

  • Сергей Леонидович Григорьев Российский государственный аграрный университет – МСХА им К. А. Тимирязева http://orcid.org/0000-0001-9143-0636
Ключевые слова: экранная культура, , виртуализация, телесность

Аннотация

В статье рассмотрен ряд новых взглядов на особенности взаимодействия человека с мобильными электронными устройствами, сопровождающегося изменениями его восприятия и мышления внутри виртуального пространства экрана. Особое внимание уделено истории появления и технического совершенствования экранных устройств, которые с неизбежностью повлекли за собой радикальное изменение отношения человека к виртуальной реальности. Отдельно рассмотрены социокультурные и социально-психологические причины этих изменений. По результатам исследования выделены и проанализированы наиболее важные аспекты процессов восприятия, понимания и адаптации человека к содержательной стороне и феноменологии внутреннего пространства экрана, выделены базисные типы развивающихся процессов адаптации с последующей оценкой их результатов. В заключение отмечены набирающие силу тенденции конвергенции антропологической и научно-технической эволюции, совместного исторического генезиса человека и окружающих его технических устройств.

Литература

Бодрийяр, Ж. (2021). Символический обмен и смерть. Москва: Рипол-Классик.

Бодрийяр, Ж. (2017). Симулякры и симуляция. Москва: Постум.

Григорьев, С.Л. (2022). Роль полиэкранной культуры в формировании нового социокультурного типа человека. Вестник культуры и искусств, 3(71), 64-72.

Закутнов, О.И., Тихонова, В.Л. (2021). Современный человек в пространстве виртуальной реальности. Каспийский регион: политика, экономика, культура, 2(67), 158-167.

Зинченко, Ю.П., Меньшикова, Г.Я., Баяковский, Ю.М. (2010). Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы. Национальный психологический журнал, 1(3), 54-62.

Капустина, С.И., Лобанова, Ю.В. (2022). Перспективы и риски массового использования искусственного интеллекта. Наука, техника, педагогика высшей школы. Новые технологии = Science, Engineering, Higher Education Pedagogics. New Technologies. Москва: Московский политехнический университет, 508-513.

Лобанова, Ю.В. (2022). Компьютерная видеоигра как социокультурный генератив эмоций. Вестник культуры и искусств, 3(71), 73-81.

Николаева, Е.В. (2016). Хронотопы экранной культуры – повседневность как экранный интерфейс. Наука телевидения, 11, 48-76.

Николаева, Е.В. (2017). Экран как зеркало медийных революций. Наука телевидения, 12, 39-63.

Рейд, Э. (2005). Идентичность и кибернетическое тело. Массовая культура: современные западные исследования. Москва: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 204-220.

Саенко, Н.Р., Щеглов, И.В. (2012). Процедуры "вживления" экрана в бытие современного человека. Каспийский регион: политика, экономика, культура, 4(33), 275-282.

Ямпольский, М. (2012). Экран как антропологический протез. Новое литературное обозрение. 2. Получено из https://magazines.gorky.media/nlo/2012/2/ekran-kak-antropologicheskij-protez.html

Gere, Ch. (2006). Genealogy of the computer screen. Visual Communications, 5 (2), 141-152.

Huhtamo, E. (2004). Elements of Screenology: Toward an Archeology of the Screen. ICONICS: International Studies of the Modern Image, 7, 31-82.

Introna, L.D. & Ilharco, F.M. (2006). On the Meaning of Screens: Towards a Phenomenological Account of Screenness. Human Studies, 29, 1, 57-76.

Miller, J. (2014). The fourth screen: Mediatization and the smartphone. Mobile Media & Communication, 4, 2(2), 209-226.

The Matrix. Retrieved from https://catalog.afi.com/Film/61230-THE-MATRIX?sid=75745f96-a1f9-477

Опубликован
2022-12-01
Как цитировать
Григорьев, С. (2022). ЭФФЕКТЫ И РИСКИ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЭКРАНА ПОРТАТИВНЫХ УСТРОЙСТВ В НОВУЮ ТЕЛЕСНОСТЬ. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 2(2), 58-67. извлечено от https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/67
Раздел
Теоретические проблемы безопасности