ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА СТРАНЫ В КИНО В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

  • Ирина Станиславовна Бочарникова Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева https://orcid.org/0000-0002-3381-1403
Ключевые слова: киноиндустрия, социальные факторы, зрительское предпочтение, кинозрители, отечественные кинофильмы, пропаганда, идеология

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния социальных факторов на становление и развитие российского кинематографа и обобщенного образа станы, сконструированным авторами кинопродукта. Также в статье рассмотрены некоторые результаты авторского исследования особенностей восприятия образа страны жителями Астраханского региона.

  Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство астраханцев считают, что образ страны в отечественном кинематографе соответствует реальности. В Астраханской области, как и других регионах, по данным ВЦИОМ, люди продолжают смотреть самые известные и популярные советские фильмы, в основном кинокомедии Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая, Георгия Данелия, однако и интерес к современному кинематографу также присутствует. Астраханский кинозритель отличается, тем, что все-таки предпочитает смотреть зарубежные фильмы (64%), а две трети россиян преимущественно смотрят фильмы российского производства (60%).

Компаративный анализ выявил взаимосвязь социальных изменений, происходящих под давлением политических процессов и конструированием определенного образа страны, формированием социокультурного континуума, в котором благополучно сосуществуют различные группы кинозрителей.  Государство осознавая, что кинофильмы эффективный идеологический механизм воздействия на массы в условиях социальных противоречий российского общества рассматривает киноиндустрию как элемент стабилизации и культурной безопасности общества.

Литература

Аннинский, Л.А. (1991). Шестидесятники и мы. Кинематограф, ставший и не ставший. Москва: Союз Кинематографистов СССР.

Вертинский, А.Н. (1990). Дорогой длинною… Москва: Правда.

Громов, Е.С. (1998). Сталин: власть и искусство. Москва: Республика.

Ерохина, Т.И. (2016). Национальные стереотипы в современной массовой культуре. Современные глобальные вызовы и национальные интересы: XVI Международные Лихачевские научные чтения. Санкт-Петербург: СПбГУП.

Жабский, М.И. (1996). Вестернизация кинематографа: опыт и уроки истории. Социологические исследования, 2.

Жабский, М.И. (1987). Кино и массы (проблемы социкультурного взаимодействия). Москва: Знание.

Зезина, М.Р. (1999). Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-е- 60-е годы. Москва: Диалог. МГУ.

Иосифян, С.А., Гращенкова, Е.Н. (1974). Кино и зритель. Москва: Знание.

Иосифян С.А. (1977). Проблемы массовости киноискусства. Москва: Всесоюзный государственный институт кинематографии.

История страны / История кино (2004). Под ред. С.С. Секиринского. Москва: Знак.

Коган, Л.Н. (1966). Художественный вкус. Опыт конкретно-социологического исследования. Москва: Мысль.

Левшина, И.С. (1978). Любите ли вы кино? Москва: Искусство.

Лебедев, Н.А. (1969). Кино и зритель: (Заметки киноведа). Москва: Бюро пропаганды советского киноискусства.

Ленин, В.И. (1970). Полное собрание сочинений, изд. 5-е. Москва: Издательство политической литературы.

Лубашова, Н.И. (2015). Социология российской кинематографии эпохи социализма. Аналитика культурологии, 1(31), 86-92.

От «Сестёр» к «Хардкору»: российское кино в XXI веке. Получено из https://www.kinopoisk.ru/special/15years/

Предпочтения россиян в кино. Получено из https://wciom.ru/analyticalreviews/analiticheskii-obzor/predpochtenija-rossijan-v-kino-1/

Проект «Шедевры старого кино». Телеканал «Культура» Получено из https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/23843/

Рачук, И.А. (1972). Зовущие на подвиг. Москва: Воениздат.

Тирахова, В.А. (2018). Репрезентация образа России в отечественном и зарубежном кинематографе. Ярославский педагогический вестник, 3, 327-333.

Филиппов, С. (2006). Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства. Москва: Клуб «Альма Анима».

Опубликован
2022-12-12
Как цитировать
Бочарникова, И. (2022). ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА СТРАНЫ В КИНО В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 2(4), 27-37. извлечено от https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/78
Раздел
Культурная и конфессиональная безопасность