РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ КАК МЕХАНИЗМ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИЕТАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

  • Елена Владиславовна Хлыщева Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева https://orcid.org/0000-0001-6586-019X
  • Александр Владимирович Рогов Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева https://orcid.org/0000-0002-3512-8317
Ключевые слова: синкретизм, конструирование, идентичность, глобализация, Прикаспийский макрорегион, этноконфессиональность, трансгрессия

Аннотация

В научной среде наблюдается повышенный интерес к феномену синкретизма как фактору культурных преобразований в современном мире. Термин «синкретизм» фигурирует в исследованиях, посвящённых как первобытной культуре, так и, наоборот, современным социокультурным процессам, в том числе и религиозным. Религиозный синкретизм рассматривается как динамичный процесс, приводящий к смешению элементов религиозных концепций, результатом которого становится трансформация отдельных элементов религиозного сознания, культовой деятельности, и, возможно, даже появление новой религиозной формации. Новый подход к феномену синкретизма заключается в попытке его рассмотрения как процессуального явления, обозначающего момент перехода. В связи с этим представляется актуальным изучить явление религиозного синкретизма и выявить основные причины и условия его возникновения и развития. Основная цель представленного исследования - показать влияние современных форм религиозного синкретизма на динамику трансформации идентичности молодежи Прикаспийского макрорегиона.

Методология исследований. Исследование исторических форм синкретизма (в том числе и религиозного) основывается на системном и структурно-функциональном подходах, позволяющих определить формы религиозного синкретизма, их структурные особенности, содержательную специфику и функциональную нагруженность и провести сравнительный анализ, выявив их влияние на формирование религиозной идентичности современной молодежи. Кроме того, в исследовании применяется сравнительно-исторический метод, дающий возможность проследить возникновение и развитие исторических форм синкретизма.

Результатом синкретических процессов становится, как правило, смешение представлений и идей, конструирование новых религиозных образов и их закрепление в индивидуальном и массовом сознании индивидов, их дальнейшая адаптация в социальных практиках.

Литература

Архипова, Ю.В. (2005). Синкретизм в структуре культуры (Автореферат кандидатской диссертации). Саратов, 18 с.

Блум, Г. (2017). Западный канон. Книги и школа всех времен. Москва: Новое литературное Обозрение, 672 c.

Гаврилова, Ю.В. (2015). К вопросу о синкретизме религиозного сознания. Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. VI Международная научная конференция: сборник. Чита: ЗабГУ, 67-73.

Гаврилова, Ю.В. (2019). Особенности исторических форм религиозного синкретизма. Гуманитарный вектор, 14(2), 73-80. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2019-14-2-73-80

Данненберг, А.Н. (2011). Религии переходного типа: к постановке проблемы на материале афрокубинского религиозного синкретизма. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 29(3-4), 144-151.

Кабо, В.Р. (2002). Круг и крест: размышления этнолога о первобытной духовности. Канберра: Алчергина. Получено из http://www.vladimirkabo.com/cc.htm

Капустин, Н. С. (1984). Особенности эволюции религии. Москва: Мысль, 222 c.

Конталева, Е.А. (2017). Религиозный синкретизм в интерпретации российских и зарубежных исследователей. Религиоведение, 4, 62-78. https://doi.org/10.22250/2072-8662.2017.4.62-78

Латышев, Д.М. (2016). Религиозный синкретизм: основные условия и причины возникновения. Философия в XXI веке: вызовы, ценности, перспективы. Екатеринбург: Издательско-полиграфическое предприятие "Макс-Инфо", 299-303.

Маршева, И. (2018). Культурный синкретизм. «Столица Нижний». Получено из https://stnmedia.ru/mag/march-2018/19064/

Романова, А.П., Топчиев, М.С., Черничкин, Д.А., Дрягалов, В.С., Рогов, А.В. (2019). Влияние виртуального пространства на формирование религиозной идентичности студенческой молодежи (на примере Юга России). Южно-российский журнал социальных наук, 20(2), 99-120.

Семенец, Е.А. (2013). Новый синкретизм в культуре постмодернизма: новое средневековье? Общественные науки, 4, 298-303.

Сидакова, М.О. (2020). Интерпретация концепта «религиозный синкретизм» в западноевропейских и российских исследованиях. Концепт: философия, религия, культура, 4(4), 57–67. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-57-67

Силантьева, М.В. (2009). Онтологический и аксиологический аспекты современного религиозного синкретизма. Религия в современном обществе. Материалы международной научно-практической конференции. Москва: Академия труда и социальных отношений, 81-89.

Тэйлор, Э.Б. (1989). Первобытная культура. Москва: Политиздат.

Фрезер, Дж. (1983). Золотая ветвь: исследование магии и религии (пер. с англ.). Москва: Политиздат.

Элбакян, Е.С. (2018). Новые религиозные движения эпохи постмодерна: динамика организаций Нью-эйдж (на примере организации «Радастея»). Религиоведение, 1, 36–51.

Элиаде, М. (2001). История веры и религиозных идей. Москва: Критерион.

Imbach, S.R. (1984). Syncretism. In Evangelical Dictionary of Theology. (ed. Walter A. Elwell) Grand Rapids. MI: Baker, 1062–1063.

Laude, P. (2013). Unmediated Religion: Individualism, the Mediatic Revolution and New Religious Deal. International Journal of Social Science and Humanity, ¾, 386–389.

Luther, H.M. & Leopold, A.M. (2008). New Approaches to the Study of Syncretism. New Approaches to the Study of Religion. New York: Walter de Gruyter, 93–109.

Опубликован
2022-12-12
Как цитировать
Хлыщева, Е., & Рогов, А. (2022). РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ КАК МЕХАНИЗМ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИЕТАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 2(4), 11-26. извлечено от https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/79
Раздел
Культурная и конфессиональная безопасность

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)