ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ КРЫМСКИХ ТАТАР В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ

  • Елена Владиславовна Хлыщева Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева https://orcid.org/0000-0001-6586-019X
  • Ленара Ринатовна Султыева Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева
Ключевые слова: этническая идентификация, крымские татары, депортация, репатриация, историческая память, культурное наследие, общероссийская гражданская идентичность

Аннотация

В статье исследуется процесс конструирования этнической идентичности крымских татар. Анализируется феномен исторической памяти в рамках культурной самоидентификации. Ключевой акцент сделан на важнейшие периоды формирования идентичности крымско-татарского этноса, выявлены факторы, оказавшие особое влияние на особенности формирования менталитета крымских татар и самоидентификации как старших поколений, так и молодых представителей крымскотатарского народа. В рамках исследования авторы приходят к выводу о наличии осложняющих проблем в процессе формирования идентичности в виде депортации, вытеснения крымско-татарского языка, а также различия во взглядах на исламизацию между поколениями. Анализируются три важнейших этапа формирования идентичности крымских татар и особое внимание уделяется современому этапу встраивания этнической и региональной идентичности крымско-татарского этноса в пространство общероссийской гражданской идентичности.

Представленная статья продолжает исследования по проблеме конструирования национальной идентичности на постсоветском пространстве.

Литература

Аллахвердиев, К. (2015). Национальная идея и национальная идеология в контексте устойчивости этнокультурной идентичности. Центральная Азия и Кавказ, 18, 3-4, 36-47.

Бекирова, Г.Т. (2008). Крымские татары. 1941-1991. (Опыт политической истории). Симферополь: Тезис, 479 с.

Белялова, Д. (2013). Календарь знаменательных и памятных дат крымскотатарского народа. 2014 г. Симферополь: КРП Издательство «Крымучпедгиз», 51 с.

Вельцер, Х. (2005). История, память и современность прошлого. Память как арена политической борьбы. Память о войне 60 лет спустя. Россия, Германия, Европа. Москва: Новое литературное обозрение, 780 с.

Гапизов, З.Р. (2021). Цивилизационный идентитет населения Крыма как фактор интеграции в российское пространство. Государственное управление. Электронный вестник, 85, 189-210.

Гаспринский, И. (2017). Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения. ИНТЕЛРОС - Интеллектуальная Россия: электронный журнал. Получено из: http://intelros.ru/index.php?newsid=200

Гаспринский, И. (1881). Русское мусульманство: Мысли, заметки и наблюдения мусульманина. Симферополь: Тип. Спиро, 45 с.

Ерохина, О. (2016). Проблемы крымчан: самоидентификация, адаптация, межэтнические отношения. Наука. Общество. Оборона, 2(7). Получено из: https://www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2016-2-7/article-0066/

Рувинский, В. (2018). Крым как российский фронтир. Ведомости. Получено из: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/08/28/779271-krim-frontir

Кульпин, Э.С. (2013). Крымские татары: эволюция самоидентификации. Историческая психология и социология истории, 2, 86-94.

Кульпин, Э.С. (2013). Национальные цели крымских татар. Вопросы развития Крыма. Серия «Крымское региональное сообщество: генезис, современное состояние, перспективы»,16, 331-333.

Постановление ГКО № 5859сс. О крымских татарах. Москва, Кремль. От 11 мая 1944 г.. ГАРФ, ф. Р-9401, оп. 2, д. 65, л.

Протасеня, Е.А. (2016). Историческая память как фактор формирования этнической идентичности. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2(42), 175–180.

Новый Крым: спецпроект ТАСС. Получено из: http://tass.ru/spec/crimea-multinational

Сейтхалилова, Л. (2019). Этногенез крымских татар. Реинтерпретация истории. Крымское историческое обозрение, 1, 18-44.

Сластникова, Л.А. (2019). Этнокультурная идентификация крымских татар в начале XXI века. Получено из: https://ethnomuseum.ru/files/PDF/19_Etno_chtenia/

Смит, Э. (2004). Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. Москва: Праксис, 464 с.

Тощенко, Ж.Т. (2000). Историческое сознание и историческая память: анализ современного состояния. Новая и новейшая история, 4, 3-14.

Хлыщева, Е.В. (2023). Специфика культурной политики стран Прикаспия: сравнительный анализ. Верхневолжский филологический вестник, 3, 213-221.

Червонная, С.М. (1997). Крымско-татарское национальное движение (1994–1996). Исследования по прикладной и неотложной этнологии, 10, 3–28.

Шпет, Г.Г. (1996). Введение в этническую психологию. Санкт-Петербург: Алетейя, 376 с.

Юнусова, Л. (2002). Шамиль Алядин (краткий обзор жизни и творчества). Крымскотатарская литература: сборник произведений фольклора и литературы VIII - XX вв. Симферополь: Доля, 300–304.

Fisher, A.W. (1978). The Crimean Tatars. Stanford, California: Hoover Institution press, 264 p.

Williams, B.G. (2001). The Crimean Tatars: The Diaspora Experience and the Forging of a Nation. Leiden: E. J. Brill, 520 p.

Williams, B. G. (2002). The Hidden Ethnic Cleansing of Muslims in the Soviet Union: The Exile and Repatriationof the Crimean Tatars. Journal of Contemporary History, 37, 3, 323-347.
Опубликован
2023-12-24
Как цитировать
Хлыщева, Е., & Султыева, Л. (2023). ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ КРЫМСКИХ ТАТАР В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 3(4), 11-23. извлечено от https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/111
Раздел
Идентичность в пространстве Юга России